Саморегулируемая организация
Союз «Межрегиональное объединение организаций
в области проектирования «ЯРД»

tel adres2

 
Связанные одной сетью
Печать E-mail
15.10.2012 20:31
Саморегулируемым организациями предписывают переход на электронные технологии работы.

В начале сентября в Государственную думу поступил законопроект № 136871-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости
саморегулируемых организаций». Этот законопроект содержит целый ряд дополнительных норм, направленных на повышение "информационной открытости" саморегулируемых организаций (СРО). Разработать меры по повышению информационной открытости поручил Президент РФ Владимир Путин, сразу после избрания подписав указ о совершенствовании государственной службы, по необъяснимым причинам включив туда и саморегулирование. Спустя некоторое время Министерство экономического развития и изготовило упомянутый пакет предложений , направив его законодателям.

Справедливости ради стоит сказать, что важен даже не столько набор предлагаемых конкретных мер, сколько общий контекст этих изменений. Нельзя, конечно, утверждать, что на наших глазах свершается цифровая революция, но последствия для саморегулируемых организаций могут быть значительными.

От своих секретов нет

Итак, сообщество саморегулируемых организаций поставлено перед фактом практически свершившихся законодательных изменений. Поскольку поправки вносятся в базовый закон, они в равной коснутся и аудиторов, и арбитражных управляющих , и строителей (в составе непосредственно строителей, проектировщиков и изыскателей). Конечно, в процессе принятия возможны какие-то дополнения, но в целом очевидно, что "генеральной линии партии" они уже не поколеблют. По той простой причине, что эта линия так или иначе реализуют вполне созревший в обществе запрос.

Суть этого запроса предельно проста. Как ни относись к саморегулированию, но это - бюрократический механизм совсем иной природы, нежели прежние лицензионные органы. Кормильцами саморегулируемых организаций выступают сами участники той или иной отрасли. И это означает, что конкретные юридические и физические лица вправе требовать от саморегулируемой организации (вне зависимости от сферы ее специализации) оперативной, точной и представленной в удобной форме информации о расходовании средств этими саморегулируемыми организациями. Как говорят, никакого любопытства, только бизнес.

Кроме того, каждая саморегулируемая организация представляет собой не что иное, как механизм распределения рисков между всеми ее участниками, и потому им даже чисто теоретически должно быть небезразлично, чем же занимается их СРО. Как это ни парадоксально, но надзор за деятельностью СРО должны осуществлять прежде всего ее члены. Что невозможно без полноценной информации об этой деятельности.

Не следует также забывать о том, что саморегулируемые организации фактически действуют в интересах самого широкого круга потребителей, хотя и получают финансировании от участников конкретного рынка. А это значит, что и общество - тот самый неограниченный круг лиц - имеет право знать, чем же занимаются уполномоченные на защиту их прав организации.

Электронная власть

Надо сказать, что проблема повышения информационной открытости СРО самым непосредственным образом корреспондирует с другой, гораздо более муссируемой проблемой - открытости органов государственной власти. Электронное правительство, переход на электронный документооборот, проведение торгов в электронной форме - вот далеко не полный перечень шагов, которые делаются властями для повышения собственной открытости. Пусть эти действия разрозненны, не всегда реализуются на надлежащем уровне - тем не менее, тенденция также оформилась. И пусть со скрипом и неторопливостью, присущей государственной машине в целом, отдельные ведомства начинают внедрение элементов «электронного правительства».

Более того, майское указание Президента РФ побыстрее переходить на электронные технологии касается и органов исполнительной власти в целом.

Так, уже сегодня на сайте Ростехнадзора - уполномоченного органа по надзору за саморегулируемыми организациями в строительстве - функционирует электронный реестр с функциями поиска, выдающий информацию о строительных СРО, а также о членах этих СРО и даже стандартах, принятых ею. Расширение этого реестра с дополнениями в виде данных о допусках и видах работ конкретных строительных организаций является просто вопросом времени и техники.

Саморегулируемым организациям - в данном случае, строительным, но вообще подведомственным иным регуляторам, например, Минфину- следует обратить внимание на то, что вопрос правильности данных в этих реестрах фактически увязывается с вопросом о раскрытии данных самими СРО.

Иными словами, если на сайте СРО значится одно, а в электронном реестре регулирующего органа - другое, то при всех разногласиях ненадлежащим исполнителем норм законодательства окажется саморегулируемая организация, вовремя не уведомившая этот орган.

И, кстати, стоит упомянуть, что за недостоверность информации уже обсуждавшимся законопроектом предусматриваются значительные штрафы. Их размер пока остается дискуссионным, но факт введения административной ответственности за ненадлежащее раскрытие информации налицо.

Жизнь записали на цифре

Все сказанное означает только одно - саморегулируемым организациям, особенно предполагающим обязательное членство, нужно двигаться в ритме всех этих электронных новаций. Более того, на сегодняшний момент альтернативы сетевым отношениям между государством, саморегулируемыми организациями, их членами, и рынком не существует

Разумеется, это может потребовать дополнительных расходов, перестройки бизнес-процессов внутри самих саморегулируемых организаций, однако сам переход на электронные технологии в работе неизбежен. Сегодня созданы и готовы к эксплуатации конкретные платформы для реализации этих сетевых взаимодействий.

Саморегулируемым организациям на сегодняшний момент лишь остается выбрать, каким образом работать с изменениями - планируя их, действуя "проактивно", или же отвечая на свершившийся факт - действуя сугубо "реактивно". Несмотря на то, что теоретически предпочтителен именно первый вариант, выбор той или иной стратегии остается за конкретным участником саморегулируемого сообщества.

В нашем следующем материале мы продолжим рассказ о технологических решениях для взаимодействия саморегулируемых организаций, регулирующих органов и общества

Источник:
Артур Мальцев,
Портал СРОинформ.РФ
, независимый эксперт