Саморегулируемые организации еще покажут
Печать
10.01.2013 21:50

Проблема обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций в строительной сфере остается открытой.

1351589254_-stol_300_300В период становления строительного саморегулирования общим местом всех профессиональных дискуссий была необходимость соблюдения так называемой "законодательной тишины" - проще говоря, моратория на бесконечное переписывание норм, касающихся этой сферы. И на некоторое время тишина действительно воцарилась.

Но вот теперь сообщество саморегулируемых организаций вновь поставлено перед фактом значительных законодательных измнений - на рассмотрении в Государственной думе находится целый пакет поправок к закону "О саморегулируемых организациях" и Градостроительному кодексу, призванных повысить "информационную открытость" СРО. С другой стороны, от законодательных органов власти не отстают и органы власти исполнительной: Ростехнадзор объявил о переходе на систему электронного документооборота. Также с целью повышения открытости.


Необходимость грядущих изменений и их влияниии на основную цель саморегулирования анализируют ведущие эксперты-участники круглого стола.

Участники:

Артур Трапицын - президент Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Объединение строителей "МОНОЛИТ", председатель Комитета по информационной политике НОСТРОЙ

Андрей Давидюк - Председатель Правления Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "МОООП "Ярд"

Александр Любинский - генеральный директор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "МОООП "Ярд"

Валерий Мозолевский - генеральный директор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Сахалинское саморегулируемое объединение строителей"

Сергей Ренжин - генеральный директор Саморегулируемой организации Некоммерческое Партнерство "Уральское объединение строителей"

Ирина Сапегина - директор по развитию Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций «Солидарность», член Экспертного Совета, член Комитета по информационной политике Национального объединения строителей

Владимир Быков - директор Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Балтийское объединение проектировщиков"

1. Как организована деятельность по раскрытию информации в вашей саморегулируемой организации, в том числе по предоставлению сведений членам СРО, органам власти и иным лицам? Насколько в этом процессе задействованы электронные документы? (заверенные электронными цифровыми подписями- ЭЦП)

А.Л. Поскольку наша саморегулируемая организация объединяет ИТ-компании, то было бы странным, если бы в своей деятельности мы не пытались или не знали как эффективно использовать информационные технологии.

Первое, что мы сделали - самостоятельно спроектировали максимально информативный и дружественный веб-сайт, в основу которого положен принцип минимизации «кликов» для доступа к искомой информации. Отличительной чертой сайта является наличие Форума пользователей для обмена информацией не только со СРО, но и между собой. На сайте также реализована возможность подписок на электронные новостные рассылки партнерства. Сайт нашей организации постоянно находится в списке информационных ресурсов СРО, к которым у Национального объединения проектировщиков нет претензии (т.е. все необходимые разделы информации представлены, наполнены и доступны).

Второй постулат, которого мы стараемся придерживаться - это минимизация бумажного документооборота. Вся рабочая переписка, обмен копиями документов между СРО и ее членами ведется по электронной почте. Мало того, мы выдвигаем такие же требования ко всем нашим партнерам. Цель одна - сузить временные границы технологических цепочек и соответственно сократить трудозатраты людей. Результаты говорят сами за себя - мы получаем положительные отзывы и благодарности от наших членов за оперативное реагирование на их запросы, за то, что СРО не является тормозом в их бизнесе, особенно в подготовке к конкурсным процедурам. Мало того, в нашей практике есть случай перехода к нам по этой причине организации из другой окончательно увязшей в «бюрократическом совке» другой СРО. Конечно же, папки со всеми необходимыми официальными бумажными документами в наших архивах присутствуют - как без них, но формируются они уже после того как их электронные копии были обработаны аудиторами партнерства.

Наша организация, а я уверен и все остальные СРО, еще не сталкивались с применением электронно-цифровой подписи. Реализация этого механизма достаточно хлопотное мероприятие (обучение пользователей, приобретение носителей закрытых ключей - токенов или карт, настройка компьютеров, создание удостоверяющего центра и пр.) и не всегда оправдана. Например, по нашему опыту, использование ЭЦП при документообороте между СРО и ее членами ничего бы не привнесло. Число членов СРО (за исключением коммерческих) не измеряется тысячами, мы практически все друг друга знаем в лицо и по голосу - можем перезвонить, если в чем-то сомневаемся, у большинства организаций есть свои сайты и домены. Вряд ли найдутся злоумышленники, которые попытаются перехватить файл и в нем что-то исправить - это никому не надо. Сама организация тоже этого делать не будет, поскольку рано или поздно она должна предоставить в СРО еще и бумажный документ, заверенный синей печатью. То есть для этого вида коммуникаций ЭЦП избыточная мера безопасности.

А вот в отношениях СРО с регулятором, в данном случае с Ростехнадзором, ЭЦП необходима, поскольку Ростехнадзор ведет государственный реестр, а скорость отражения изменений в нем сегодня просто черепашья. Мы на собственном примере убедились, что после подачи документов в Ростехнадзор (например, решений общего собрания) проходят месяцы, прежде чем изменения отразятся в реестре на официальном сайте регулятора. Мы понимаем, что как госучреждение Ростехнадзор никому не должен верить на слово, т.е. либо бумага, заверенная печатью, либо ЭЦП на электронный документ. С другой стороны, внедрив ЭЦП, предписания Ростехнадзора мы сможем получать день в день, а не ждать неделями уже ставшей притчей во языцех «Почты России» и удивляться, что еще не успели раскрыть конверт, а время на выполнение предписаний уже прошло.

В.М. В Некоммерческом партнёрстве «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» раскрытию информации о деятельности СРО предается особое значение. Стратегия раскрытия информации нацелена на то, чтобы каждое заинтересованное лицо, посетившее официальный сайт НП СРО «Сахалинстрой» максимально быстро и без лишних проволочек смог получить интересующую его информацию. На это нацелена работа практически всего коллектива.

Говоря о внедрении электронного документооборота и использования электронных подписей (ЭП) очевидно, что преимущества такого подхода к ведению деловой переписки и рабочего взаимодействия велики. НП СРО «Сахалинстрой» готово перейти на электронный документооборот и использование ЭП как только такая система будет разработана и внедрена.

С.Р. Наверное, это будет выглядеть некоторым трюизмом, но в "Уральском объединении строителей", как и в подавляющем большинстве саморегулируемых организаций, деятельность по раскрытию осуществляется в строгом соответствии с законом. А как известно, в законодательстве, касающемся саморегулирования, термина "раскрытие информации" нет вообще, вместо этого там сформулирован перечень требований к официальному сайту, который должна иметь каждая СРО. По не очень понятным причинам законодатель отводит безусловный приоритет именно этому способу информирования. Хотя на основе анализа практики могу отметить, что старые добрые "доцифровые" способы - телефонограммы и даже заказные письма - иногда оказываются значительно более эффективными.

Что касается "оффлайн" взаимодействия, то здесь все зависит от конкретных адресатов. Выписки из реестра для членов и иных лиц предоставляются только в бумажном виде. В каких-то иных случаях бывает достаточно и отсканированного документа. С Ростехнадзором мы взаимодействуем в соответствии с их правилами. В порядке отступления можно заметить, что цифровые документы (выписки и даже свидетельства) более удобны, но в практике их пока нет, хотя СРО НП "УОС" и ведет активную работу по присоединению к СЭВ РТН.

А.Т. НП «Объединение строителей «МОНОЛИТ» раскрывает всю необходимую информацию, предусмотренную законодательством, понимая, что для устойчивой работы системы саморегулирования необходимо создать информационную среду, которая бы позволяла:

- потенциальному заказчику получать информацию о возможности строительных организаций, а также о СРО, в котором они состоят;

- членам СРО и кандидатам в члены получать информацию по условиям членства;

- гос.органам получать информацию, необходимую для осуществления надзора над СРО, а также для проведения аналитики соответствующей отрасли.

Таким образом саморегулируемая организация сама должна быть заинтересована в раскрытии информации о себе и своих членах, так как без этого невозможна эффективная её деятельность и развитие.


2. Возникали ли в деятельности вашей саморегулируемой организации проблемы, связанные с раскрытием информации: жалобы со стороны членов СРО, третьих лиц? И если да, то с чем они были связаны?

А.Д. Мы придерживаемся принципа информационной открытости и соблюдаем все требования законодательства в части раскрытия информации, чтобы ни у кого не могло возникнуть сомнений в надежности организаций-членов партнерства и действительности их допуска к работам. Поэтому каких-либо проблем, связанных с раскрытием информации, в нашей деятельности не возникало. В том числе не было жалоб со стороны компаний-членов «Ярд». Наоборот, поступают хорошие отзывы.

Являясь по составу участников отраслевой ИТ-СРО, к информационной открытости относимся с особым вниманием. Прежде всего - отслеживаем, обсуждаем и заранее готовимся к тем изменениям, которые могут произойти в случае принятия новых законодательных инициатив. Например, на сайте партнерства уже предусмотрена техническая возможность для реализации тех поправок, которые находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме и направлены на повышение информационной открытости СРО. Поэтому при необходимости нововведения можно будет применить максимально оперативно.

Одной из отличительных черт саморегулирования должна быть открытость, доступность необходимых документов и возможность получить достоверную информацию о компаниях-членах партнерства. По какой-то причине далеко не все заказчики подтверждают действительность допуска компаний, обращаясь в саморегулируемую организацию или к реестру членов на сайте. Однако, так как есть вероятность столкнуться с поддельным свидетельством о допуске (более того, в других СРО уже известны такие случаи), такую проверку не стоит исключать. И я в своей работе, выступая заказчиком, обращался в строительные СРО, чтобы подтвердить актуальность и подлинность свидетельства привлекаемой к подрядным работам компании. В сомнительных случаях стоит уточнить интересующую информацию у нацобъединений СРО и в Ростехнадзоре. Считаю, что эта мера должна стать не исключением, а обычной практикой. А саморегулирование в этом случае - хороший инструмент для повышения информационной открытости и прозрачности отрасли.

В.М. За всю историю существования НП СРО «Сахалинстрой» подобных жалоб не поступало.

С.Р. За все время нашей работы никаких претензий в наш адрес не высказывалось. Единственное, что у нас время от времени возникают разногласия с НОСТРОЙ относительно толкования тех или иных норм, но все это протекает в рамках конструктивного диалога.

А.Т. Проблем, связанных с раскрытием информации в нашей саморегулируемой организации не возникало. Однако объективно существует проблема публикации персональных данных работников членов СРО, которые заявлены как специалисты для получения Свидетельства о допуске. Данная процедура на сегодняшний день не отработана и требует соответствующих изменений в законодательстве.


3. Как вы оцениваете действующие требования к раскрытию информации саморегулируемыми организациями, включая предоставление отчетов в надзорный орган? Что следует изменить, добавить или наоборот, исключить из норм законодательства?

В.Б. Единообразность, открытость и оперативность размещения информации на официальных сайтах СРО увеличит прозрачность института саморегулирования. Существенно повлияют на деятельность СРО установленные законопроектом сроки размещения информации. Так, в течение пяти дней изменения о составе членов и другая немаловажная информация должна найти отражение на официальном сайте саморегулируемой организации. Неисполнение этого требования, в соответствии с законопроектом, может повлечь применение штрафных санкций к тем должностным лицам саморегулируемой организации, к компетенции которых относится размещение данной информации на сайте.

Отдельную проблему представляет то обстоятельство, что сейчас ни Градостроительный кодекс РФ, ни закон «О саморегулируемых организациях» четко не устанавливают, что такое реестр членов СРО и в каком формате он должен вестись. Каждая СРО ведет этот реестр по-своему. Добропорядочные сообщества ведут его четко, размещая информацию как на сайте, так и на бумажных носителях. СРО, соответствующие признакам коммерциализации, этого не делают. Это приводит к тому, что посчитать количество членов недобросовестной саморегулируемой организации невозможно, потому что как такового реестра членов у недобросовестных СРО нет. И эту проблему нам предстоит решить в будущем.

А.Д. По нашему мнению, на сайтах саморегулируемых организаций реестр членов должен быть доступен каждому пользователю в виде единого открытого перечня компаний. И в таком виде реестр представлен на нашем сайте. Разумеется, обязательно должны указываться регистрационная и контактная информации компании, виды работ, дата и номер выданного свидетельства. Должна быть недопустима форма реестра на сайте в виде пустых строк, где предлагается ввести название компании или ее ИНН, чтобы посмотреть детальную информацию. Только открытый реестр с подробным списком. Это важно в том числе и для организаций, которые планируют вступить в СРО - как инструмент оценки своих рисков и возможности узнать о будущих компаниях-партнерах по саморегулируемой организации. Закономерным и правильным будет появление на сайтах всех СРО сканированных копий выданных свидетельств. Тогда заказчику будет удобнее проверить подлинность допуска. Достаточно будет просто распечатать с сайта копию свидетельства и сравнить с привезенным в офис оригиналом.

Но чтобы появились единые стандарты, прежде всего нужно, чтобы они еще более прозрачно и подробно были отражены в нормативных документах: в каком виде должна быть представлена информация и какая ждет ответственность за недобросовестное выполнение условий. Это позволит уменьшить численность СРО, которые превратно поняли правила саморегулирования.

Как и все саморегулируемые организации, мы регулярно направляем в Ростехнадзор отчеты о нашей деятельности и изменениях в реестре членов. Это необходимая мера, и поэтому мы полностью поддерживаем инициативу регулятора по вводу в эксплуатацию системы электронного взаимодействия между саморегулируемыми организациями и Ростехнадзором. Использование электронной подписи поможет ускорить, упростить, оптимизировать обмен данными. А кроме того, на сайте регулятора предусмотрен подробный реестр членов по каждой саморегулируемой организации. Главное, чтобы переход к электронному документообороту не стал дублирующим с бумажной волокитой.

С другой стороны, пока система работает в режиме тестирования и внедряться в эксплуатацию будет поэтапно. Поэтому есть опасение, что окончательный переход на новый порядок взаимодействия, который нужен саморегулируемому сообществу, может затянуться.

На данном этапе основной задачей саморегулирования должна стать максимальная прозрачность. Поэтому повышение информационной открытости и переход на электронный документооборот - это закономерный и правильный шаг, который будет способствовать открытости, достоверности и исключению возможных уловок и хитрых ходов.

В.М. На наш взгляд существующие требования, предъявляемые к информационной открытости СРО, исчерпывающе очерчивают необходимую границу освещения деятельности. С практической точки зрения существуют нормы, которые на наш взгляд могут нуждаться в пересмотре. Например, возникают трудности со сроками «в день выдачи» и «в день принятия решения», указанными в ст.55.17 гл. Градостроительного кодекса РФ.

Однако, в общей канве, по мнению НП СРО «Сахалинстрой» изменения не должны быть направлены на послабление требований к информационной открытости.

Преимущество электронного документооборота перед традиционным - «бумажным» очевидно и бесспорно. НП СРО «Сахалинстрой» выступает за единообразие информационного взаимодействия. Своеобразной предпосылкой к этому было предложение НП СРО «Сахалинстрой» по созданию единого стандарта ведения реестра членов СРО, разработкой которого по предложению Партнерства должен заниматься НОСТРОЙ. При этом, вся информация о результатах мониторинга информационной открытости членов НОСТРОЙ должна отражаться в едином реестре, доступном на официальном сайте объединения. Это позволит увидеть максимально полную и объективную картину того, насколько неотступны сегодня правила информационной открытости для саморегулируемых организаций. Учитывая всю сложность этой работы, НП СРО «Сахалинстрой» предлагает свой собственный ресурс подвергнуть тестовому мониторингу, а вместе с этим изучить на предмет должного соблюдения правил информационной открытости и СРО, представители и руководители которых входят в совет, комитеты, ревизионную комиссию НОСТРОЙ.

С.Р. Мы неоднократно выступали с анализом действующих норм, и поэтому я здесь лишь кратко суммирую основные идеи. С одной стороны, действующий ФЗ № 315 излишне либерален, поскольку многое отдает на откуп самим саморегулируемым организациям, а с другой - однобок, потому что все сводит к содержанию сайта. Поэтому первое, что нужно было бы исправить - обязать саморегулируемую организацию раскрывать информацию в соотвествии с объективными характеристиками адресатов. При этом законодательно должен быть уставновлен минимум сведений, меньше которого саморегулируемая организация не имеет права раскрывать. А во-вторых, четко определиться с терминологией - что, например, подлежит раскрытию - копии сведений из реестра, сами эти сведения или реестр как таковой; публиковать нужно решения Общего собрания или только информацию об этих решениях.

И.С. Практика показывает, что действующее законодательство не в полной мере стимулирует СРО к прозрачной работе. Важно понять, что законодатель не сформирует корректные положения Закона без участия самих СРО и Национальных объединений, «идеальный» закон для всех сфер деятельности невозможен, единственные эффективно работающие правила может создать только профессиональная среда, знающая всю специфику и успевающая реагировать на её изменения, так как состав необходимых и достаточных сведений в каждой сфере различен и уж тем более репутационные стимулы создает не закон, а сама профессиональная среда.

В этой связи на повестке дня саморегулирования в строительной отрасли должна стоять первостепенная задача - разработка стандартов раскрытия информации, формирование единых информационных пространств, несущих пользу главным образом самим СРО, их членам, потребителям продукции и услуг, гражданскому обществу.

Что касается вопроса о предоставлении данных в надзорный орган, практика показала, что попытки вести в государственном реестре учет свидетельств и видов работ уже доказали свою безжизненность, оставили без заказов сотни компаний и послужили поводом десятков судебных исков к Ростехнадзору. Государственный реестр СРО должен содержать информацию только о саморегулируемых организациях, а именно все учетные данные по присвоению или отзыву статуса. Так как происходит смешение учетной функции статистического регистратора и мониторинговой функции учета огромного потока меняющихся данных, государственный реестр не справляется. Должен быть создан такой информационного ресурс, в котором вся многоуровневая структура информации будет доступна и легко анализируема.

А.Т. Для того чтобы улучшить общее качество саморегулирования, в частности в строительной сфере, необходимо чтобы в «новом законе» было закрепление фундаментальной концепции информационной открытости, минимально зависимой от технических частностей и приемлемой для всех сфер деятельности, определение строго обоснованного состава сведений, не нарушающего суверенитет бизнеса и частной жизни, но позволяющего потребителям получить достоверную информацию. Также необходимо содействовать формированию и развитию нематериальных механизмов обеспечения ответственности за качество работ, наиболее эффективный из которых - репутация.

Необходимо с помощью профильных Комитетов Национальных объединений, а также экспертов в области информационного обеспечения совместно участвовать в формировании предложений и обоснований по вопросам разработки и принятии стандартов раскрытия информации саморегулируемых организаций на уровне Национальных объединений, которые учитывали бы в том числе особенности баз данных отраслевой специфики.

СРОинформ.РФ